Парад в Красной Поляне. Как Россия сломила сопротивление черкесов

Парад в Красной Поляне. Как Россия сломила сопротивление черкесов

21 мая 1864 года по старому стилю (2 июня по новому) в горном ауле Кбаада (ныне – Красная Поляна) состоялся торжественный молебен и парад русских войск в честь победы над горскими народами. Для царского правительства этот день официально ознаменовал окончание затянувшейся более чем на столетие кровопролитной Кавказской войны и утверждение полного владычества России на Кавказе. Для адыго-абхазских народов, населявших Западный Кавказ, 21 мая стало днем памяти и скорби, отмечавшим дату изгнания сотен тысяч горцев с родной земли, насильственную депортацию в Турцию, гибель, а порой и полное исчезновение целых народов.

Покорение Западного Кавказа

Театр военных действий переместился с Восточного Кавказа на Западный после подавления движения имама Шамиля в 1859 году. Справившись с очагом сопротивления в Дагестане и Чечне, царское правительство, располагая значительными военными силами, продолжило наступление на черкесов – адыго-абхазские народы, жившие на склонах Главного Кавказского хребта. Здесь русские генералы еще более последовательно проводили ту самую печально знаменитую политику генерала Ермолова , "огнем и мечом" каравшего непокорных горцев – "хищников и разбойников" 1 .

Идейными организаторами и проводниками плана военной колонизации, принятого Александром II, стали кавказский наместник князь Александр Барятинский и генерал Николай Евдокимов, назначенный в 1860 году командующим войсками на Западном фронте 2 .

Генерал Евдокимов опирался как регулярные армейские части, так и отряды Кубанского казачьего войска, которые вместо проведения признанных бесполезными карательных экспедиций 3  занимались прокладкой дорог, вырубали просеки, строили оборонительные линии и сооружали крепости, основывали казачьи станицы на захваченных территориях для закрепления русского присутствия 4 . Таким образом, они постепенно вытесняли горцев с родных мест, вынуждая их либо переселиться на равнину, либо навсегда выехать в Турцию 5 .

"Туземное население, теснимое со всех сторон, устремилось в трудно доступные ущелья гор, но и там не могло удержаться. Война шла с неумолимой суровостью. Черкесские аулы выжигались сотнями. Посевы их истреблялись или вытаптывались лошадьми, а жители, изъявлявшие покорность, выселялись на плоскость [равнину] под управление наших приставов, непокорные же отправлялись на берег моря для переселения в Турцию", – так описывал это время известный русский историк-кавказовед Евгений Фелицын 6 .

За период 1860 - 1864 годов русские войска разграбили и сожгли не менее 350 аулов в ее западных районах и не менее 150 аулов в центральных районах Черкесии 7 .

Типичны такие воспоминания участников этих экспедиций: "Прежде чем запылало несколько саклей от гранат и ракет, казаки были уже за палисадом и началась резня. Испуганные неожиданностью нападения, и притом спросонья, горцы метались как угорелые, однако, скоро опомнясь, дрались и отбивались отчаянно. В час времени все уже было кончено для аула и его жителей" 8 .

Некоторые племена горцев, в числе которых были кызылбековцы,  башилбаевцы, тамовцы, бесленеевцы, бжедуги, темиргоевцы, закубанские кабардинцы и абадзехи, решив, что сопротивление  бесперспективно, изъявили  покорность  российским  властям 9 .

В сентябре 1861 года на Западный Кавказ прибыл Александр II, к которому обратилась делегация черкесских старшин, просившая прекратить захват тех мест, где родились и жили их отцы и деды. На их обращение император заявил: "Я даю месячный срок – должны решить: желают ли они переселяться на Кубань... или же пусть переселяются в Турцию" 10 .

В мае 1862 года было принято положение о заселении предгорий западной части Кавказского хребта кубанскими казаками и другими переселенцами из России 11 . К концу 1863 года о своей покорности заявили почти что все черкесские народы, но большинство из них все же решило переселиться в Турцию.

Дольше всех – до конца марта 1864 года – сопротивлялись убыхи , однако и они были вынуждены покориться. 29 марта 1864 года было занято селение Сочи – сердце убыхской земли. Генерал Гейман ультимативно предложил убыхам: "Сейчас же, без обозначения срока, те, кто желает идти в Турцию, должны собраться табором на берегу моря к устьям Шахе Варнаде и Сочи... Те же, кто хочет идти к нам, должен сейчас же выселяться на Кубань..." 12 .

Как писал в 1864 году начальник штаба Кавказской армии Кравцов, "таким образом, на северном склоне западной части Кавказских гор не осталось ни одного горца. Южный склон, вплоть до морского берега (побережья) от Новороссийской бухты до Туапсе, совершенно очищен от всякого населения" 13 . 

 

Парад в Кбааде

19 мая 1864 года у абхазского джигетского аула медозюев Кбаада (Губаадвы; совр. Красная поляна ) 14 , в верховьях реки Мзымты, встретились, не встречая никакого сопротивления со стороны горцев, три отряда русских войск: Малолабинский отряд генерал-майора Павла Христофоровича Граббе, Псхувский отряд генерал-майора Павла Николаевича Шатилова, Даховский отряд генерал-майора Василия Александровича Геймана. На следующий день к ним присоединился ахчипсхувский отряд под командованием генерал-лейтенанта Дмитрия Ивановича Святополк-Мирского. По решению нового кавказского наместника великого княза Михаила Николаевича в Кбааде было решено провести торжественный молебен и парад русских войск, которые отмечали окончание Кавказской войны.

Об обстоятельствах этого события мы знаем лишь по воспоминаниям непосредственных участников – офицеров русской армии, черкесские свидетельства, если они и были, до нашего времени не сохранились.

Вот как рассказывал об этих событиях капитан, а позже генерал Сергей Михайлович Духовской: "20-го мая, по утру, три отряда, собравшиеся накануне на урочище Кбаада, перешли на новые места; они разбила свои лагеря так, чтобы оставить в середине просторное место для молебствия и для ставки главнокомандующего армиею. К вечеру того дня прибыл и четвертый, ахчипсхувский отряд, и, впереди его, Его Императорское Высочество со свитою. Тотчас по прибытии. Великий Князь объехал войска даховского, мало-лабинского и псхувского отрядов. На следующий день, 21-го мая, глухое урочище Кбаада с полного утра закипело жизнью. Войска чистились и одевались, готовились к параду; то туда, то сюда сновали адъютанты и офицеры за приказанием: задолго до назначенного срока отовсюду сходились к месту молебствия линейные унтер-офицеры: им еще накануне указаны места, и они боялись, чтобы как-нибудь не сбиться. В большую диковинку были в ту пору войскам, в особенности Кубанской области, смотры и наряды" 15 .

В присутствии великого князя Михаила Николаевича и командующего войсками на Западном фронте Николая Евдокимова прошел парад и был отслужен молебен по случаю окончания Кавказской войны.

"В одиннадцатом часу тронулись батальоны. Войска даховского отряда заняли западный фас большого каре. В чистых, опрятных мундирах, с белыми как снег чехлами на шапках, с распущенными знаменами, они имели вид красивый и стройный. Северный фас каре; занял мало-лабинский отряд, восточный – псхувский, южный – ахчипсхувский. Аналой поставлен в середине, на высоком кургане. Начался церковный парад. Пробили, по обыкновению, на молитву и вышли вперед знамена. Батальоны, сотни казаков, дружины грузинов и мингрельцев и все, что было вокруг, обнажило головы: только кое-где команды туземной милиции да пришедшие посмотреть любопытные джигеты и ахчипсхувцы, оставались в своих высоких папахах. Несколько священников в ризах, возле аналоя, развевающиеся наклоненные знамена, Великий Князь главнокомандующий и пять, шесть генералов на верху кургана, да многочисленная толпа офицеров и с ними вновь награжденные георгиевские кавалеры вокруг возвышения, а далее со всех сторон стройный густые колонны со сверкающими штыками и непокрытыми головами – все это образовывало груду, достойную того, чтобы вид ее оставался бессмертным, на вечные времена. Запели "Тебе Бога хвалим", и в окрестных горах раздались выстрел за выстрелом; отдаваясь тысячами эхо, каждый из них обращался в продолжительный громовый раскат. По окончании службы, священники окропили ряды батальонов святою водою; знамена, при звуках барабанов и музыки, отнесены по местам. Его Высочество объехал войска, благодарил всех за совершенное "трудное и великое дело", и затем начался церемониальный марш" (из рассказа капитана Духовского) 16 .

Уже во второй половине дня Даховский отряд покинул урочище Кбаада, выступив вниз по Мзымте к берегу моря и далее направившись к Сочи. На следующий день из Кбаады ушли и другие отряды русской армии.

Проведение парада царских войск в Кбааде было особенно символичным, поскольку это урочище почиталась у черкесов как священное место. В центре большой поляны, где стоял лагерь русских войск, росли две большие священные пихты 17 . Одну из них действительно можно увидеть на фотографии 1864 года. Впоследствии эти деревья срубили поселившиеся здесь греки, чтобы "надрать из них драни для изб" 18 .

Другой достопримечательностью Кбаады считался громадный бук, на котором великий Князь Михаил Николаевич вырезал свои инициалы и дату – "21 мая 1864 г.". Как написал в 1911 году автор путеводителя по этим местам Сергей Дороватовский, "надпись окружена лавровым венком и увенчана короной. Этот бук сохранился до сих пор, а черкесская культура – погибла".

Примечания  Лапин В.В. Хронологические рамки Кавказской войны в контексте ее историографии // Вестинг СПбГУ, Серия 2, 2007, Вып. 3, С. 83. Бадерхан Ф. Северокавказская диаспора в Турции, Сирии и Иордании (вторая половина XIX – первая половина XX века). М., 2001. C. 18-19. Берже А.П. Выселение горцев с Кавказа // Русская старина, т. XXXIII, 1882, С. 343. Лапин В.В. Хронологические рамки Кавказской войны в контексте ее историографии…, С. 81; Лапин В.В. Армия России на Кавказе: приватизация войны // НЛО, № 93, 2008. Баменев Н. Пятидесятилетие покорения Западного Кавказа и окончание Кавказской войны. Тифлис, 1914. С. 97. Фелицин Е.Д. Князь Сефер-Бей Зан – политический деятель и поборник независимости черкесского народа // Кубанский сборник. Т. 10. Екатеринодар, 1904. С. 164. Хотко С.Х. Отношение Александра II к изгнанию черкесов // eLot.ru, 25.01.2014. Шпаковский А. Записки старого казака // Военный сборник. 1870. № 7 (Июль). Отд. I. С. 203. Ганич А.А. Черкесы в Иордании: особенности исторического и этнокультурного развития. М., 2007. С. 15. Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа. Тифлис, 1914. С. 119-120. Фелицин Е.Д. Князь Сефер-Бей Зан – политический деятель и поборник независимости черкесского народа…, С. 163. Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа. Тифлис, 1914. С. 156. ЦГИАГ, ф. 545, оп. 1, 1864, д. 63, л. 27 об. Инал-Ипа Ш.Д. Абхазы. Историко-географические очерки. Сухуми, 1960. С. 47, 358-366. Духовской С.М. Даховский отряд на южном склоне гор в 1864 году // Военный сборник, № 12, 1864, С. 339-340. Духовской С.М. Даховский отряд на южном склоне гор в 1864 году // Военный сборник, № 12, 1864, С. 340. Круглякова М.Ю. Сочи. Черноморская ривьера России. Исторический путеводитель. М., 2015. Там же.


СКФО Дагестан Ингушетия КБР КЧР Осетия Ставрополь Чечня

Другие новости

Другие новости

Обьявления