Своим мнением о фильме "Теснота" Кантемира Балагова делится публицист из Нальчика Даут Налоев

Своим мнением о фильме "Теснота" Кантемира Балагова делится публицист из Нальчика Даут Налоев

Возможно, данной статьи   и не было бы, не обрати автор внимание на публикацию в "Газете Юга" под названием " Кантемир и Канны", где, наряду с восхвалением фильма, соседствуют имена Балагова и ...Гете! – пишет sk-news.ru   постоянный автор из Нальчика Даут Налоев.

3 августа на экранах страны в прокат вышла картина Кантемира Балагова "Теснота", получившая признание жюри Каннского кинофестиваля (премия ФИПРЕССИ). В основу фильма положена история того, как бандиты кабардинского происхождения выкрали молодую пару - жениха и невесту - татов и требуют за их освобождение выкуп у родителей. Для того, чтобы подчеркнуть вопиющую несправедливость по отношению к горским евреям, автор вводит в сюжетную линию рассказ о небогатой семье татов.  Именно этот, явно надуманный, момент - ведь преступники воровали только состоятельных людей, - ставит фильм особняком. В противном случае у нас была бы тривиальная история о похищении, каковых было в то время множество на территории России. Эта натяжка  становится ключевой, возможно, и при оценке различными жюри достоинств "Тесноты" (по крайней мере, подобный вывод следует из последующих рассуждений режиссера), позволяя кинокритику Шагину на сочинском кинофестивале сделать эмоциональное умозаключение, что "евреи везде чужие". 

Есть в фильме и другая идея - жизнеутверждающая, вытекающая без натяжек естественным образом из повествования: эстафету матери, являющейся стержнем, на котором держится семья, готова, в конце концов, подхватить еще в недавнем непутевая дочь Илона - главная героиня повествования. Она порывает с кабардинцем Залимом и уезжает с родными. Тем самым жизнь диаспоры продолжится.

Показ картины, как и следовало ожидать, приводит нас не к заявленным господином Балаговым благим намерениям ("Я ни в коем случае не хотел разжигать межнациональную рознь, напротив, хочется какого-то сплочения"), а жесткому размежеванию наций: "...мало того, что главные герои евреи, то есть они чужие, так они еще живут и в кавказской среде", - утверждает господин Шагин.  Среда же обозначена возлюбленным главной героини Илоны работником заправки Залимом, который за все время произносит с десяток ничего не значащих фраз и его друзьями, молодыми адыгами (самоназвание кабардинцев, адыгейцев и черкесов - Д.Н.), деградирующими парнями, ушедшими их села и потерявшими связь с культурой предков, но так и не впитавшими городскую.

 

Как мы знаем, "Теснота" была обласкана критиками и различными жюри. И чтобы понять возможные причины этого, обратимся к высказываниям Кантемира Балагова, ставящего неосознанно под сомнение справедливость присуждения ему высокой награды Канн, а также и шести других. "Я понимаю, что меня могут обвинить в том, что молодой режиссер решил в Каннах выехать на еврейской теме. Но это воспоминание моего детства", "Для меня было важно показать еврейскую семью не для того, чтобы выехать на еврейской тематике, мне было интересно ощущение этой маленькой диаспоры", "Если после просмотра люди будут думать, что я эксплуатирую и экзальтирую еврейскую тематику - очень печально." 

Ни в одном из приведенных высказываний он не отрицает факта выигрышности использования тематики преследования евреев для получения тех или иных наград на конкурсах или фестивалях. Это как бы аксиома для него. Но тем самым он закидывает зерна сомнения в справедливости решений высоких жюри и в наши головы. Более того, не опровергая тезиса о пользе эксплуатации подобной темы, своими последующими   заверениями, что таты выбраны по другой причине, он достигает обратного эффекта. Ну и как тут не припомнить все того же господина Шагина, обозначившего появление режиссера "с очень хорошими мозгами." 

Возвращаясь к тем же неосознанным утверждениям восходящей звезды кинематографа о предвзятости Каннского да и любого жюри, стоит особо упомянуть в этой связи имя его учителя Сокурова Александра Николаевича. Понятно, что убежденность начинающего режиссера в выигрышности еврейской тематики свалилась не с потолка, а была не раз проговорена между учителем и учеником прежде, чем приступать к работе. А иначе откуда у провинциального паренька могло сложиться мнение по столь щекотливому вопросу. 

Сама же картина на зрителя, не увидевшего в ней подтасовок и натяжек, о которых будет еще сказано, производит впечатление добротной, продуманной ленты со множеством подтекстов и символов, обращающейся к главным вопросам бытия. Понятно, подобные фильмы не собирают большой аудитории: на них не ходят и они теряются в общей массе. И поэтому, по мере просмотра "Тесноты", становится очевидным, что не будь господин Балагов учеником Сокурова, она прошла бы незамеченной не только на Западе, но и в России. И вот тут следует отдать должное не только таланту, но и пробивным способностям учителя, кем-то прозванного "совестью России". Эту, пусть интересную, но явно не выдающуюся ленту, господин Сокуров сумел-таки преподнести высокой каннской и другим судейским коллегиям в качестве мерила подлинного искусства. 

В фильме, как нам заявляет Кантемир, показаны горские евреи, но даже главная героиня - это полный антипод девушке-татке. Работая с горскими евреями более полутора десятков лет, будучи рядом с ними в буднях, в радости и в горе, могу ответственно заявить, что не видел ни одной татки, ведущей с близкими сальные беседы, курящей при родителях или, выставляющей напоказ свое грязное нижнее белье, впрочем, как и чистое. В картине, в отличие от адыгов, таты ни слова не вымолвили на родном языке, хотя в быту они общаются чаще на нем.. Более того, у всех татов, обозначивших свои фамилии   - фамилии евреев-ашкенази. И хотя говорит, что " мне интересно было ощущение этой маленькой диаспоры", кем-кем, а татами в фильме и не пахнет.

И всему этому есть объяснение. Автор хочет показать именно межнациональное противостояние. Ведь не будь обозначена национальность бандитов, в данном случае через кабардинскую речь, то преступниками вполне могли быть и евреи, вымогающие деньги у евреев. Далее, видимо от того, что драмы маленькой общины недостаточно для глобального сочувствия, таты путем манипуляции с фамилиями становятся евреями-ашкенази.   

Небольшими вкраплениями   в повествование Балагов разжигает неприязнь между двумя народами: вот один из кабардинцев говорит, что правильно делали, что из евреев варили мыло. И подстрекательство режиссера еще более явственно проявляется в подтасовке деталей: в моменте передачи Илоне ее похищенного брата. Бандит на кабардинском говорит: " Вытащите (плененный находится в багажнике - Д.Н.) еврея". В титрах же дается: "Вытащите жида". Но у адыгов нет уничижительного названия евреев: "журт" означает еврей и только. А потому можно утверждать, что для достижения успеха Балагов разыгрывает именно эти карты - ненависть и неприятие. 

И теперь становится понятным отчего в картине появляются, вроде как абсолютно лишние, страшные кадры казни российских солдат чеченцами. К тому же не игровые, а документальные!!! 

Для российского, а тем более мирового зрителя все кавказцы мусульмане и потому едины. Учитывая неприязнь и европейцев к понаехавшим к ним с непонятной   культурой мусульманам, становится очевидным, что этим моментом Кантемир хочет усилить враждебность зрителя к кабардинцам, добавляя в конфликт и конфессиональную составляющую.

Дабы отвлечь внимание публики от грубых искажений и убедить его в достоверности происходящего, Балагов применяет эффектный и эффективный прием: он удивительно точно передает внешние атрибуты и детальки того времени. Показывая полуразбитые "Жигули", джинсы-"варенки", баулы "челночников", оплетку руля раздолбанной "шестерки" и прочее, Кантемир заставляет нас умилиться своими воспоминаниями и поверить ему.

Возвращаясь в лихие девяностые можно констатировать, что, действительно, были случаи кражи людей с целью получения выкупа, в том числе и членами кабардинского преступного сообщества, которое, абсолютно не чувствующий слова, Балагов называет "семьей". Но то были явления единичные: "Нельзя сказать, что это были частые похищения" (Балагов). Но на основании их и благодаря умелой манипуляции материалом, даже многоопытный Шагин делает далеко идущие выводы. В   памяти же простого зрителя, как и задумал и искусно осуществил идею режиссер, несомненно, отложится информация, что кабардинцы - это такие люди, которые, пользуясь незащищенностью евреев, тем, что они "чужие", грабили их в период лихолетья. 

А историческая правда прямо противоположна киношной и, если бы молодой режиссер не отбрыкивался от культуры адыгов, как черт от ладана (" Я и до всего этого не чувствовал себя кабардинцем, у меня нет никакой привязанности к этим традициям, к этой культуре. Я даже кабардинского языка не знаю"), то, наверняка, знал бы ее. 

Вот что пишет  в "Холокосте на Юге России в период Великой Отечественной войны(1941-1945гг.)" исследователь Е.А.Войтенко:

  "С приходом фашистов на Юг России на территории трех республик, двух краев и двух областей летом-осенью 1942 года погибли не менее 67 500 евреев...Подавляющее большинство этих жертв (91,2%) было уничтожено на территории Ставропольского и Краснодарского краев, а также в Ростовской области. Избежали уничтожения только горские евреи, проживающие на территории Кабардино-Балкарии и в г. Нальчике". 

Из сведений ученого следует, что в период, когда на карте стояла жизнь всей еврейской общины КБР среди многосоттысячного адыгского населения республики не оказалось НИ ОДНОГО предателя, кто бы открыл немцам глаза на татов. Более того, есть свидетельства, что даже руководители кабардинского коллаборационистского правительства заступились за них, написав письмо фельдмаршалу фон Клейсту, где характеризовали татов как одну из разновидностей кавказских народов. И это был подвиг всего этноса, не посчитавшего татов "чужими" и рисковавшего подвергнуться репрессиям за укрывательство евреев.  

Вот о чем можно было поставить фильм молодому режиссеру, будь он действительно озабочен проблемами сплочения народов, а не возвеличиванием собственного эго. Но Балагов точно подметил или ему подсказали, что добро в искусстве почему-то сложно пробивает путь к успеху. А потому гораздо проще достичь его, обращаясь к чернухе, обрамив ее спекулятивными деталями.

Безусловно, нельзя не согласиться с утверждениями критиков, что "Теснота" поставлена профессионально.  И потому сложно поверить, что человек, косвенно утверждающий, что его картину выделили из-за того, что она о гонениях на евреев, который, "включив голову", сообщает, что до поступления на курс Сокурова, то есть до двадцати одного года, "вообще не читал - может пару книг прочел за все время", проявляющий невежественность даже в элементарных вопросах, касающихся описываемого им народа (утверждает, что таты начали строить свою общину в КБР после ВОВ), выдающий множество интервью, являющихся кладезью некомпетентности, противоречивости и саморазоблачения,   что такой человек мог поставить эту непростую картину. 

А потому, думается, не зря интервьюер господин Дымарский высказал мысль, что: "Я там увидел Сокурова". То есть, он увидел идеи, задумки и приемы учителя. И теперь все становится на свои места. Но все же остается загадкой: почему роль проводника этих идей досталась именно господину Балагову?

P.S.  

28.07. 2017 года на "Эхо Москвы" состоялось интервью молодого режиссера, я бы сказал, с элементами покаяния. Если до сих пор на фоне грандиозного успеха Кантемира "несло", и он наговорил кучу необдуманных вещей, то теперь в попытке догнать уходящий поезд - заговорил диаметрально противоположно. " Я бы не сказал, что традиции и культура кабардинцев... это плохо", вспомнил, что кабардинцы "прятали" ( именно "прятали", хотя на деле была организованная кампания) евреев во время ВОВ, что во время чеченской войны зверствовали и русские солдаты, что чуть было не стал ходить в мечеть, что верит во Всевышнего (правда, без конкретизации) и на чистом кабардинском выдал сложное "уыпсоу" (благодарность, пожелание жизни). 

Скажу откровенно, лично у меня от его новой позиции сложилось впечатление, что в соцсетях или еще где-то Балагову напомнили о том, что за неверные слова, особенно на Кавказе, полагается нести ответственность. Вот он и выкручивается возможными для него способами.

Да, вместе с ведущим Дымарским не обошли они и положение о выигрышности эксплуатации еврейской темы. И наконец-то Кантемир выдал требуемый   ответ. Но для этого Дымарскому пришлось возвратиться к своему вопросу, так как первая попытка не увенчалась успехом. В конце концов, Балагов сказал, что, скорее, проблема в исполнении, а не в тематике и привел в пример фильм, получивший американский "Оскар," - "Сын Саула"...о холокосте. Опровергая тезис выигрышности еврейской тематики, он приводит нам в пример фильм о гонениях евреев. Логику мышления парня, вернее ее отсутствие, придется восполнить нам: ясно, что Кантемир столь неудачным образом пытается опровергнуть мнение по этому вопросу, навязанное нам своими предыдущими интервью. 

Даут Налоев

 



СКФО Дагестан Ингушетия КБР КЧР Осетия Ставрополь Чечня

Другие новости

Другие новости

Обьявления